Разработка апробация и внедрение системы мер по повышению качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с различными социальными статусами и затратами ресурсов школы

Обеспечение высокого качества образования для всех граждан, независимо от места жительства, социального статуса семей в настоящее время является одним из важных приоритетов государственной образовательной политики в РФ.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах о реализации государственной политики в области образования и науки», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р), а также План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р), предусматривают мероприятия по разработке и  реализации региональных программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях и педагогов, работающих с детьми из неблагополучных семей.

В Перечне поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Минобрнауки России поручено «разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в образовательных организациях со стабильно низкими образовательными результатами».

Основная проблема неравенства в образовании в настоящее время связана с расслоением школ по образовательным результатам учащихся, когда наряду с успешными и благополучными во всех отношениях школами повышенного уровня (гимназиями и лицеями) формируется целая группа школ с устойчиво низкими результатами учащихся. В таких школах, как правило, концентрируются дети из неблагополучных семей и семей с низким социальным статусом, дети с неродным русским языком и  девиантным поведением. К группе школ с низкими образовательными результатами чаще всего относятся и школы, функционирующие в неблагополучных внешних условиях: в отдаленных (как правило, северных) территориях, в сельской местности, на окраинах крупных городов и т. д.

Все перечисленные школы должны иметь возможность пользоваться целевыми мерами государственной поддержки, динамика их результатов  должна стать объектом постоянного мониторинга со стороны федеральных и региональных органов управления образованием. Поэтому Министерство образования и науки Российской Федерации инициировало двухлетний проект разработки, апробации и внедрения системы мер по повышению качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Конкурс на реализацию проекты выиграл Институт образования НИУ «Высшая школа экономики», реализация проекта поручена Центру социально-экономического развития школы.

Цель проекта: оказание организационно — методической  помощи регионам в преодолении неравенства школ путем  разработки и апробации модельных программ перевода школ в эффективный режим работы и улучшения образовательных результатов учащихся.

Программы  помощи школам будут разработаны на основе использования самых современных педагогических идей, лучшего российского и зарубежного опыта. Их разработка и реализация в регионах будет способствовать тому, что школы с низкими образовательными результатами, традиционно ориентирующиеся лишь на социализацию учащихся, смогут добиться улучшения результатов обучения, улучшая, тем самым, общие результаты региональных систем образования.

Основные мероприятия и ожидаемые результаты проекта:

  • 1.  Будет разработана «под ключ» и предложена регионам методика выявления школ с низкими образовательными результатами и работающих в неблагоприятных социальных  условиях (в том числе школ с большой долей детей с неродным русским языком, с низким социально-экономическим уровнем семей учащихся, расположенных в отдаленных территориях, имеющим дефицит кадровых и материальных ресурсов).
    • a.  Будут разработаны «под ключ» модельные региональные, муниципальные и школьные программы поддержки образовательных организаций, включая дорожные карты,  нормативно-правовые акты и возможные  механизмы финансирования.
  • 2. Будут подготовлены методические материалы для руководителей и педагогических работников школ по углубленной диагностике проблем  и переводу школы в эффективный режим работы.
  • 3.  Будет разработаны специальные программы подготовки для школьных команд (директор, заместитель директора, ведущие педагоги) по переводу школ в эффективный режим работы. В региональных учреждениях дополнительного образования будет организовано  повышение квалификации школьных команд.
  • 4.  Впервые будет проведено повышение квалификации специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием по разработке программ помощи школам, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
  • 5.  Будет осуществлен сбор данных об эффективных проектах регионов и муниципалитетов по организации помощи школам с низкими результатами, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях,  а также школьных проектов улучшения результатов учащихся. Из лучших, прошедших экспертизу проектов будет сформирован общероссийский банка лучших проектов.
  • 6.  Будет осуществляться постоянное консультирование и сопровождение регионов, муниципалитетов и школ по вопросам разработки программ перехода в эффективный режим работы и улучшения образовательных результатов.

Предстоящие вебинары:

Подробнее о проекте

Заполнить анкету в электронном виде

Методика определения статуса школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

Высшая школа экономики